Как мы отдыхали в СССР. Крым 1991 год. Часть 3.

А теперь переходим к самому интересному моменту моей истории, к путешествию на остров Тузла на тур. базу. Работники завода очень нахваливали этот остров и отдых на нем, постоянно описывая хорошие песчаные пляжи и удивительную природу. Итак, а что же ожидало нас на самом деле? Утром мы собрали вещи, выписались из гостиницы, купили билет на катер, который ходил 2 раза в сутки на этот остров и отправились по морю на встречу «новым приключениям». Плыть до острова нужно целый час.

Начало статьи читаем здесь:  Как мы отдыхали в СССР. Крым 1991 год. Часть 1.

Начало статьи читаем здесь:  Как мы отдыхали в СССР. Крым 1991 год. Часть 2.

А теперь переходим к самому интересному моменту моей истории, к путешествию на остров Тузла на тур. базу. Работники завода очень нахваливали этот остров и отдых на нем, постоянно описывая хорошие песчаные пляжи и удивительную природу.  Итак, а что же ожидало нас на самом деле?  Утром мы собрали вещи, выписались из гостиницы, купили билет на катер, который ходил 2 раза в сутки на этот остров и отправились по морю на встречу «новым приключениям». Плыть до острова нужно целый час.

Прибыв на о. Тузла, нас сразу же поразили просто унылые пейзажи. Ветер с моря, сплошные камыши и высокая трава, заброшенные рыбацкие хижины, разбитые лодки и везде развешенные сети. Идти с чемоданами до тур. базы пришлось очень долго.

Остров Тузла, унылые пейзажи

Когда мы пришли на тур. базу, то суровая тетка администраторша сразу отобрала у нас наши паспорта, в совке, кстати, иногда так делали, хотя даже тогда права не имели. И хмуро оглядев нас, выдала нам ключи от комнаты в домике, сказав: «Берите на складе постели. Швабру и тряпку найдете в домике». Когда мы пришли в так называемый домик, то даже нам, неискушенным радостями быта советским девушкам, стало просто страшно. Это был обыкновенный сарайчик, по сравнению с которым общежитие гостиничного типа для работников завода уже стало казаться «5-ти звездочным отелем».

Домики на тур. базе о. Тузла

Итак, в комнате были только железные койки времен 50-х годов, тумбочки, старый стол и колченогие развалюхи стулья. Ни холодильника, ни телевизора, ни даже шкафа там не было. Вещи мы держали просто в чемоданах. Грязно там было так, что это просто не описать словами. Пыль, песок, грязь, дохлые насекомые, в общем, как в сарае. Мало того, если в гостинице от завода хоть какие-то уборщицы еще когда-то как-то убирали, то здесь нам надо было… взять тряпки в руки и мыть еще эту комнату перед заселением. Если сейчас кому-то такое рассказать, то это будет просто нонсенс. Но тогда  – это были типовые условия, в которых и мог реально отдохнуть простой советский человек. Мало того, эта убогая лачуга была рассчитана на несколько семей отдыхающих, да еще и по 4 человека в номере. Естественно, уборная там была на улице, в 100 м. от этого «шикарного номера», да еще идти туда ночью в траве в рост человека, было реально страшно.

Тур.база на о. Тузла.

Вопрос с едой для нас опять встал очень остро. Походив по острову, мы с ужасом обнаружили полное отсутствие вообще каких-либо точек питания и даже самых примитивных магазинов. Какой-то опустевший киоск с надписью «Кафе-мороженое» был заброшен и полностью разбит еще при правлении Брежнева по рассказам старожилов этого «райского местечка». У нас собой были: кипятильник, заварка, тушенка, колбаса и шинка. Но продуктов было немного. Отдыхающие здесь люди были заядлыми любителями советских тур. походов. А это значит, любили они отправиться в такие вот «замечательные места» со своей едой, а главное, с большим запасом горячительных напитков и расхаживать там целые дни в трениках и штормовках. Время эти товарищи проводили вечерами за бутылкой водки или «чернила», играя на гитаре и рассказывая друг другу якобы «романтические истории на тему, кто, как, с кем и где бухал». Некоторые отдыхали так семьями, притащив из города целые запасы продуктов. Утром понурые женщины из этих компаний нехотя плелись на общую кухню под открытым небом, чтобы в сложных бытовых условиях наготовить на целый день на всю компанию завтраки, обеды и ужины. Вот такая судьба была у обычных советских женщин, это Вам ребята, не с коктейлем лежать возле бассейна в 5-ти звездочном отеле.

Днем, конечно же, на острове Тузла была прекрасная погода, чистое море, песчаный пляж, мало отдыхающих.

Пляжи на о. Тузла

Но зато, вечер наступал очень быстро, в 21.00 резко темнело, начинались сильные ветры, без теплых вещей на улицу было выйти нельзя. А так как у нас с собой были только летние вещи, то приходилось сидеть в унылой комнате, читать книжки и рассказывать друг другу «байки». Даже в городе было отдыхать намного веселее и комфортнее. В общем, такой отдых мне сильно напомнил популярное несколько лет назад реалити-шоу «Последний герой», где герои пытаются выжить в таких вот диких местах, соревнуясь друг с другом. Ибо отдых на Тузле заключался в выживании в жутких условиях. Да и сейчас спустя 25 лет, там ничего почти не изменилось, сужу по современным фотографиям.

Пейзажи на о. Тузла

О. Тузла, пейзажи

В общем, отдыхая в этом «замечательном диком месте»…мы незаметно встретили 19 августа 1991 года, а именно, день путча, когда одна группа номенклатурных товарищей пыталась захватить власть у другой.

Путч август 1991 года

Узнали мы о нем совершенно случайно, услышав где-то радио. В общем, я была направлена «на разведку в город», чтобы узнать, не ввели ли власти в город войска и танки (совершенно серьезно такие опасения были), позвонить домой и узнать как дела там, а также достать какие-нибудь продукты.

День августовского путча я запомнила на всю жизнь, я пришла на пристань, почему то в этот день были целые полчища комаров на острове. На катере было мало народу, по радио передавали сообщения путчистов.

О. Тузла, причал

В городе оказалось все спокойно и, слава богу, танков не было. Когда закончилась наша путевка на этот остров (всего 5 дней), мы с большим удовольствием собрали наши чемоданы и отправились обратно в Керчь, чтобы спокойно отдохнуть остаток срока опять в городе в гостинице от завода.

В советские времена с юга было положено привозить фрукты, т.е. на отдых надо было ехать со своими продуктами, а обратно с местными фруктами.  А все это происходило, потому что в нашей полосе в продаже были в основном фрукты и овощи, которые у нас и росли, за исключением незрелых бананов и мандаринов к Новому Году. Итак, пройдясь по местному рынку, мы обнаружили вкусные и дешевые персики и абрикосы, которые решили купить и привезти домой в ведрах (!!!).

Но так как у нас было не по 5 рук, а чемоданы с вещами были достаточно тяжелые, то было решено наши вещи отправить домой посылками по почте. Надо сказать, что в советские времена люди писали друг другу просто от руки бумажные письма и отправляли их даже с отдыха, а также принято было отправлять друг другу открытки и посылки. Конечно же, только внутри страны, потому что еще существовал «железный занавес». В общем, пришли мы на почту, а там нам вручили деревянные такие ящики с крышками, молоток и гвозди…и сказали, чтобы мы сами подготовили посылки к отправке. Вот такой был в совке «ненавязчивый сервис».

Посылки в СССР

Подруга решила позвать каких-нибудь мужиков для помощи нам в этом вопросе, но на почте околачивались только тетки и дети. Поэтому, пришлось вспоминать уроки, которые мне преподал в детстве дедушка, когда показывал как забивать гвозди молотком, при этом приговаривая: «Неизвестно еще, какую жизнь Советы нам опять устроят, так что учись, может пригодится».

Обратно с юга мы должны были вылетать опять таки самолетом из Симферополя. А автобус из Керчи в Симферополь ходил только 1 раз в сутки, поэтому нам пришлось взять билеты за сутки до отлета самолета. Прибыв в аэропорт за сутки до вылета, мы обнаружили, что переночевать в Симферополе банально негде, ибо при советских реалиях в гостиницу просто так с улицы не устроится никак, а в аэропорту было столько людей, что даже сесть было негде. Вот и провели мы последние сутки своего отдыха, сидя то на полу, то не чемоданах, то на каких-то скамеечках, перекусывая тушенкой из банки и играя на игровых автоматах. Сейчас люди приезжают в аэропорт за 2 часа для регистрации на рейс и то ругаются на неудобства. Представляю, что было бы с представителями современной молодежи, если бы им пришлось целые сутки сидеть в аэропорту на чемоданах, только потому, что автобус ходит 1 раз в сутки…

Прилетев домой, мы узнали, что в стране после путча совсем дела плохо, из магазинов вообще исчезло все, а власти планируют введение карточной системы на все товары для населения. Но это уже была другая история, мы все вступали в другую жизнь…

Карточки и талоны в СССР, 1991 год

В завершении моего рассказа, хочется сказать, что за 25 лет, что прошли с того времени, многое  изменилось в мире, нет уже больше такой страны, как СССР, да и в Крыму произошли значительные политические изменения. А вот условия отдыха, что удивительно почти не изменились, ну может, только такого дефицита нет. Если кому-то что-то в моем рассказе не понравилось, ну что ж, это его мнение. В этой статье я просто «зафиксировала свои воспоминания» о том времени и все.

Начало статьи читаем здесь:  Как мы отдыхали в СССР. Крым 1991 год. Часть 1.

Начало статьи читаем здесь:  Как мы отдыхали в СССР. Крым 1991 год. Часть 2.

Как мы отдыхали в СССР. Крым 1991 год. Часть 3.
Как ухаживать за обувью, чтобы она служила долго